Город Бровары (Киевской области): www.brovary.su

Город Бровары - информационный портал Броваров (Броварские легенды и сказания)

Наша погода на "Город Бровары"

1

Власти города

Погода

Природа

Символы

История

Знаменитые люди

Архитектура

Статистика

Номера телефонов

Бровары район

Бровары карта

Бровары фото

Новости

Статьи

Анекдоты

Рецепты

О проекте

Контакты

Взгляд на события

Бизнес-каталог

Работа, вакансии

Наука, образование

Культура

Здравоохранение

Общество, политика

СМИ

Производство

Услуги

Недвижимость

Строительство

Транспорт

Торговля

Спорт

Досуг

Религия

Деловые документы

 

Легенды и сказания Броваров Самой известной броварской легендой является легенда о Соловье-Разбойнике. Ее сюжет положен в основу древнерусской былины о нем. Да, былина сообщает, что Соловей сидел «на реченьке», или «у реченьки Смородинки», которая в настоящий момент в нашей местности не фиксируется. Однако, привлекает внимание фраза, которая дополняет (уточняет) предыдущую, - «как у той ли грязи, грязи черноей», то есть около какой-то «черной грязи». В данном случае речь идет о болоте, поскольку в древнерусском языке слово «грязи» значило также «топь, болото». Думаем, что словосочетание «грязь черная» нужно рассматривать, как «Грязи Черные», то есть последнее слово - это название болота и оно должно писаться с большой буквы. Следовательно имеем болото Черное или Черные болота, где сидел Соловей.

Еще не так давно в пределах города было двое озер с таким названием. Место, где расположены теперь Бровары, лучше всего подходит для того, чтобы караулить проезжающих - здесь дорогу пересекала речушка, остатки которой сегодня видно на территории города (возможно, былинная «реченька Смородинка»), которая образовала ряд заболоченностей. Между ними и проходил путь на Киев. Через реку, по преданию, был переброшен единственный в этой местности мостик, который обойти было невозможно.

Поскольку образ Соловья имеет черты лесовика («лешего»), достоверно, что Соловей - это какой-то персонаж дохристианских верований славян, что со временем трансформировался в образ разбойника. Известно, что славяне-язычники поклонялись деревьям, рощам и дубравам. Упоминание о том, что Соловей сидел «во сыром дубе» или «у дуба» тоже не случайная в былине.

Если Соловей - это персонаж языческих верований, то полностью закономерно, что его «поселили» в дубе.

Это дерево считалось у славян священным и ему поклонялись словно божеству. В свое время в районе Броваров - Княжич были значительные дубовые массивы, что тоже будто подтверждает мысль о родине Соловья.

В 1930 году на территории Броварского района было записано несколько легенд, которые родились, без сомнения, в домонгольские времена. Одна из них сообщает, что княжеский дворец в Княжичах (теперь это место называется Дворець) разрушил не кто иной, а герой нашего рассказа.

Другая легенда утверждает, что если пойти вглубь Броварского леса, то можно найти силу разных могил воевод, гетманов, казаков, запорожцев, ляхов. Здесь где-то лежит и разбойник Соловей со своими помощниками. В Броварском лесу есть много сокровищ, потому что воевод и знатных казаков хоронили со всем их богатством и деньги для черного дня засыпали в кринки и закапывали под старой сосной или дубом.

Не нужно проходить и мимо того факта, что на территории района распространена фамилия Соловей.

Краевед Владимир Гузий склоняется к подходящей мысли о том, что Соловей или Воспевай был сиверским князем удела, основателем Броваров, который противостоял централизованной власти Киевского князя и потому был уничтожен. В переделанном позже варианте легенды говорится, что «гетман собрал сто казаков и забрал Соловья в плен, потому что имел тот уже большую силу, а его люди разбежались по лесам».

Существуют и сказания об основании Броваров: «Разбойники наворовали девушек и поставили несколько домов. Женщины варили, а мужчины ходили за добычей. Отсюда и название Борворы. Разбойники занимались броварством. Вот кто и говорил Борворы, а кто Бровари».

В другом переводе говорится о девушке-калине, которая пела по ночам волшебные песни о роскошном боре, который шумел при дороге. Когда кто-то подходил к девушке, она превращалась в куст калины. Как-то в нее влюбился польский господин (полянский; поляне - племя, которое обитало в Среднем Поднепровье, они основали Киев, как написано в «Повести временных лет»). Однажды он споткнулся и пролил слезы на куст, чем снял проклятие с девушки. Они женились и основали княжество Бровар.

Более поздним по происхождению есть сказание о монахах, которые селились на лугу Вороговище. Одного монаха по имени Бровар выбрали за старшего.

В 1929 -1930 годах ученики Броварской семилетней трудовой школы им. И. Франка собрали интересные сказания, согласно которым первыми жителями Броваров были: Печуры, Смолокуры, Соловьи, Слыщенки, Задериносы, Рубаны, Чепурные, Лавриненки и Голенки.

Броварская земля была родиной не только былины о Соловье-Разбойнике, но и других былин «Владимирового цикла», как, например, о Чуриле Пленковиче и Дюке Степановиче. Герой этой былины - боярин Чурило, киевлянин, который жил «на Почай на реки, у чудна креста - да Мендалидова, у святих мощей да у Борисовых».

Князь Владимир, приехав к боярину, видит его роскошный дом. Где же могло находиться поместье Чурила? Обратим внимание - местность, где позже возникло село Троещина, до XVI ст. называлась Чуриловщиной. Она расположена напротив Вышгорода, из Киева сюда шел путь с бродом через Днепр.

«Крест Мендалидов» - это еще одна форма названия «Креста Леванидова», который вспоминается в былине о Соловье-Разбойнике. Это образ путейского креста, знака, который ставился на большом пути в труднопроходимых местах. В свое время было расставлено много крестов на горбах, или вырублено на камнях-валунах. О подобном кресте вспоминается в журнале «Киевская старина» за 1883 год: «По пути из Киева на Бровары есть место около Вигуривки над оврагом с крестом...»

В Броварах есть название, связанное с именем другого героя этой былины, - Дюка Степановича. Это так называемая Дукова дорога, которая проходила по водоразделу Бровары - Дымерка - Семиполки. В былине центральным эпизодом является соперничество боярина Чурила и Дюка Степановича: они договорились о гонке на конях, которую Чурило проиграл. Привлекает внимание, что за Чурила «поручились всем Киевом, никто по Дюку не ручается». Он выступает в былине как чужестранец. Возможно, он сын короля Стефана Венгерского - на это указывают многие элементы описания этого молодого боярина. Пробыл в Киеве он недолго, и почему его имя закрепилось за одной из броварских дорог - неизвестно.

 

 

 

 

Взято из исторического источника

для сайта "Город Бровары" -  www.brovary.su

 

 

1

© 2015 Шевченко Максим Дмитриевич

Копирование материалов сайта разрешено только с видимой ссылкой на источник